КЛАССНЫЙ
ЧАС «В МИРЕ СКАЗОК».
Цель:
Обобщение знаний учащихся о сказках, выявление лучших знатоков сказок.
ЗАДАЧИ:
-развивать память, мышление, речь; вспомнить сказки, их героев, авторов;
-дать детям возможность раскрыть свои способности, обнаружить склонности к
творческой деятельности;
-воспитывать любовь к сказкам, нравственность, чувство товарищества,
доброту, справедливость.
Форма классного часа: реализация определенной образовательной программы
«Путешествие в мир сказок»
Оборудование:
План занятия
Дети предварительно поделены на 2 группы
Ход классного часа
Здравствуйте, дети. Сегодня мы отправимся в
путешествие «В мир сказок». Мы узнаем много нового о сказках и
сказочниках, встретимся с уже знакомыми нам героями. Для этого мы поделились
на 2 группы.
- Каждая команда должна придумать себе название. И
естественно выбрать капитана.
Название команд.
1 тур. Разминка «Вопросы с яблоньки»
2 тур. «Подумаем над сказкой» " (Конкурс Кота в сапогах)
-А теперь нам Кот в сапогах предлагает пройти его испытания, разгадать
кроссворд.
3 тур. "Угадай сказку" «Вопросы из ларца»
А теперь вам предлагают пройти задания Красная шапочка.
Я вам буду называть слова из сказок, а вы должны угадать название сказки.
Каждая группа отвечает по очереди, вытягивая задание на листочках.
4 тур. «Дополни имя» от Мальвины.
А теперь вам предлагают пройти задания Мальвина.
- У сказочных героев и предметов есть двойные имена и названия. Я
проговариваю первую часть названия, а вы — вторую.
Каждая группа отвечает в порядке очереди
5 тур. Конкурс капитанов. (Задания Красной шапочки)
На доске нарисована сетка с цифрами
Капитаны называют цифру, учитель читает вопрос под этой цифрой.
6 тур. « Телеграммы от почтальона Печкина»
(Дети зачитывают текст телеграммы, угадывают, кто её оставил)
Телеграмма
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Скоро буду у вас. (Колобок)
Телеграмма
Спасите, нас съел серый волк. (Козлята из сказки «Волк и семеро
козлят»)
Телеграмма
До скорых встреч, я с ласточкой улетела в теплые края. (Дюймовочка
из сказки «Дюймовочка»).
Викторина.
Назовите сказку. По словесному портрету определите : кто это?
-«В некотором царстве, в некотором
государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали
Иванушка. Жили они - не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба
засевали» (Русская народная сказка «Иван - крестьянский сын и
чудо-юдо».)
-«Жили-были лиса да заяц. У лисицы была
избёнка ледяная, а у зайчика лубяная: пришла весна-красна - у лисицы избушка
растаяла, а у зайчика стоит по-старому» (Русская народная сказка «Лиса, заяц
и петух».)
-Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело.
(А. С. Пушкин. « Сказка о золотом
петушке».)
-За горами, за лесами,
За широкими морями
Против неба - на земле
Жил старик в своем селе.
(П. П. Ершов. «Конек-горбуно.
Задание 2; Итак, по словесному портрету
нам ответьте: кто же это?
-«На лазоревом платье - частые звёзды,
на голове месяц ясный, такая красавица - не вздумать, не взгадать, только в
сказке сказать» (Василиса Премудрая - Русская народная сказка.
«Царевна-лягушка».)
-Княгиня - диво:
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит,
А сама-то величава,
Выступает, будто пава.
(Царевна Лебедь - А. С. Пушкин. «Сказка
о царе Салтане»)
-Эта вовсе не красива:
И бледна-то, и тонка,
Чай, в обхват-то три вершка;
А ножонка-то, ножонка!
Тьфу ты! Словно у цыпленка.
(Царь-девица - П. П. Ершов.
«Конек-горбунок».)
-«Руки кривые, на руках когти звериные,
ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжьи, весь лохматый от верху
до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза
были совиные» (Зверь лесной, чудо морское - С. Т. Аксаков. «Аленький
цветочек»)
-«Из-за
картонного дерева появился маленький человечек, в длинной белой рубашке с
длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок.
Он поклонился почтеннейшей публике и сказал: «Здравствуйте, меня
зовут...» (Пьеро - А. Н. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения
Буратино»)
-«Он носил яркую голубую шляпу, желтые,
канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил
яркие краски...» (Незнайка - Н. Н. Носов. «Приключения Незнайки и его
друзей»)
Задание 3: Кто автор сказки?
Итак, я читаю вам сказочную
корреспонденцию!
- «Не господин я твой, а послушный раб.
Ты моя госпожа, и все, что тебе на ум придёт, исполнять я буду с охотою» (Зверь
лесной, чудо морское - девице, купеческой дочери - С. Т. Аксаков. «Аленький
цветочек»)
-Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!
(Телеграмма от Гиппопотама ~ доктору Айболиту.
- К. И. Чуковский. «Айболит»)
-«Травка зеленеет, солнышко блестит, а в
наших королевских лесах распускаются весенние цветы. Посему всемилостивейший повелеваем доставить к Новому году
во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю,
мы наградим по-королевски. Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в
его корзине, пожалуем ему бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать
в нашем новогоднем катании» (Королевский указ, который пишет Профессор
под диктовку Королевы. - С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев».)
-«В нашем городе строится замечательный
дом. Высота его - десять этажей. Ширина - пятьдесят шагов. Длина - тоже. На
стройке работают десять крокодилов, десять жирафов, десять обезьян и десять
круглых отличников» (Корреспондент в газете, преувеличивая все в десять
раз жителям города. - Э. Н. Успенский. «Крокодил Гена и его друзья».)
Задание 4: Ваша задача: надо по песенке
узнать героя сказки, её автора и название.
Итак, первый номер нашей концертной
программы:
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
И от тебя, лиса,
Нехитро уйти!
(Колобок. -Русская народная сказка
«Колобок».)
-Козлятушки, ребятушки!
Отопритесь, отворитесь!
А я, коза, в бору была,
Ела траву шелковую,
Пила воду студеную.
(Коза. - Русская народная сказка
«Волк и коза».)
-Птичка польку танцевала
На лужайке в ранний час.
Хвост налево, нос направо –
Это полька Карабас.
(Куклы театра Карабаса. - А. Н. Толстого
«Золотой ключик, или Приключения Буратино».)
-Хоть полсвета обойдешь,
Лучше дома не найдешь
Никакой на свете зверь,
Хитрый зверь, страшный зверь,
Не откроет эту дверь.
(Поросята. - С. В. Михалков «Три
поросенка».)
-«Кто и в какой сказке «при честном при
всем народе поет песню «Во саду ли, в огороде»? (Белка -А. С. Пушкин
«Сказка о царе Салтане».)
Задание5: Наш вопрос: кто кого и в какой
сказке так угощает? Кто придумал такой пир-обед сказочный?
-«Испекла каравай - рыхлый да мягкий,
изукрасила каравай разными узорами мудрёными; по бокам города с дворцами,
садами да башнями, сверху - птицы летучие, снизу - звери рыскучие» (Василиса
Премудрая для царя. - Русская народная сказка «Царевна-Лягушка».)
-«Наварила манной каши и размазала по
тарелке:
- Не обессудь, куманёк, больше потчевать
нечем!»
(Лиса - журавлю. - Русская народная
сказка «Лиса и журавль»".)
-«Съешь моего ржаного пирожка.
Не стану я ржаной пирог есть! У моего
батюшки и пшеничные не едятся!»
(Печка - девочке. - Русская народная
сказка «Гуси-лебеди».)
-Усадили в уголок,
Подносили пирожок,
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зеленого вина
Огрекалася она,
Пирожок лишь разломила
Да кусочек откусила.
(Семь богатырей - царевну. - А. С.
Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
Задание6: Догадайтесь, кто и в
какой сказке живет по этому адресу. Кто из писателей-сказочников поселил своих
героев в таком доме?
Итак, кто, кто в теремочке живет?
-Перед ним изба со светелкой
С кирпичною беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми воротами.
(Изба жадной старухи. - А. С. Пушкин.
«Сказка о рыбаке и рыбке».)
-В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
(Терем семи богатырей. - А. С.
Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
-Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
(Остров Буян, княжество Гвидона. - А. С.
Пушкин. «Сказка о царе Салтане».)
-Все бока его изрыты,
Частоколы в ребра вбиты,
На хвосте сыр-бор шумит,
На спине село стоит;
Мужички на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут...
(Село на спине Рыбы-кита, Кита Китовича.
- П. П. Ершов. «Конёк-горбунок».)
Заключительное стихотворение
Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьке в туманах.
А принц Белоснежку полюбит,
А жадность Кощея погубит…
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро!
Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся,
В окна, как в речки, глядятся.
А Золушку выручит фея;
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает добро!
Сказки со мною повсюду,
Их никогда не забуду.
Стоит сомкнуть мне ресницы-
Вдруг Сивка-бурка приснится.
А месяц засветится ясный
В глазах Василисы Прекрасной…
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро!
Подведение итогов классного часа
Вот и закончилось наше путешествие в мире Чудес и Волшебства. Благодаря
вашим знаниям сказок, вашей дружбе мы смогли выполнить все задания. Но зато
теперь вы сможете продолжить путешествие сами, ведь сказочная тропинка
бесконечна.
Что вам больше понравилось? (Ответ детей)
А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей)
Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и
смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в
удачу.