Тема урока: Сложение положительных и отрицательных
чисел.
Цель урока: Закрепить
знания, умения и навыки сложения отрицательных чисел с разными знаками. Уметь
применять изученные правила на практике.
Задачи урока:
1.
Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся о правилах сложения
положительных и отрицательных чисел; закрепить умение применять правила в
процессе выполнения упражнений; устранить пробелы в знаниях учащихся.
2.
Развивающие: формировать
коммуникативную функцию речи, развивать мыслительные операции: умение
анализировать, сравнивать, обобщать. Развивать устойчивое внимание, быстроту
переключения внимания, вырабатывать привычку слухового контроля, навыки работы
в группах, развивать логическое мышление, вычислительные навыки.
3.
Воспитательные: создавать положительную мотивацию при решении устных и письменных
заданий через применение нестандартных форм обучения; воспитание
познавательного интереса к предмету; воспитывать культуру труда и культуру
общения между собой, чувство отзывчивости и взаимопомощи товарища, активность,
самостоятельность.
Тип урока: Комплексное обобщение и систематизация
знаний учащихся на практике.
Оборудование: карточки
со сказочными героями, жетоны, математические термины, карточки с заданиями,
буквы, математические высказывания, слово Брахмагупта.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Мотивация
познавательной деятельности (сообщение темы и цели урока).
3. Активизация опорных
знаний (речевая разминка и устный счет).
4. Закрепление материала
(начало).
5. Физминутка.
6. Закрепление материала
(продолжение).
7. Домашнее задание (на
выбор).
8. Подведение итогов.
Рефлексия.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
Французский писатель 19
столетия Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно весело…. Чтобы
переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Пусть эти слова послужат
девизом сегодняшнего урока.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в
порядке –
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»?
Готовность учащихся к уроку (разбить по группам)
2. Мотивация познавательной деятельности. Сообщение
темы и цели урока.
Итак, тема нашего урока:
«Сложение положительных и отрицательных чисел». Сегодня мы продолжим закреплять
знания, умения и навыки при сложении положительных и отрицательных чисел. На
этом уроке, у вас будет возможность показать, как вы умеете применять изученные
правила на практике.(Откройте тетради и
запишите число и тему урока).
А урок у нас сегодня необычный. Окунемся в мир
сказочных героев. Будьте внимательны, проявляйте смекалку, самостоятельность и
взаимопомощь при работе. При ответах старайтесь грамотно выражать свои мысли,
правильно формулировать математические правила. Работать будете по группам, от
каждого зависит работа группы.
Итак, начнем.
В некотором городе С, в некоторой школе учился шестиклассник
Вовка, который, ну совсем не любил математику. Ох!!! Он говорил. Положительное
число – это число со знаком минус. Мы можем складывать положительные и
отрицательные числа. Это делают так:
(-1,5) + (-4,5) = 6 2,7 + (-2,5)= -5,3 -25 + 25 =50.
Правильно ли утверждает
Вовка? (нет) . Давайте найдем ошибки, если они есть. (
-6, 0,2, 0)
«Делать нечего, - подумал
Вовка. – Пойду хоть отдохну от задачек и примеров. Оказался наш герой в царском
дворце. «Вот ,- думает на троне царском
посижу!» Но не тут, то было. Царь велит страже неизвестного гостя в ТЕМНИЦУ
засадить … Или велит обойти все тропки царства-государства тридевятого, да
отыскать ключ от башни, в которой томится Принцесса. Делать нечего согласился
он все тропинки обойти и отыскать ключ от башни.
А было в тридевятом
царстве 9 тропинок и на каждой ждали нашего Вовку задания мудреные, да сложные.
Обходя все 9 тропинок, вам будут встречаться буквы, из
которых необходимо будет сложить слово. Это слово поможет вам отыскать ключ от
башни.
«В математику тропинки одолеем без запинки».
3.Активизация опорных знаний учащихся.
1 тропинка. «Помоги Микки Маусу».
«Чтоб мудро жизнь прожить,
знать надобно немало» (это слова Омара
Хайяма персидского поэта,
математика) .Давайте подтвердим его слова, что мы тоже знаем немало по
математике. Для этого проведем речевую разминку: (за верный , точный ответ
будет выдан жетон).
Вопросы:
1. Какое число называется положительным?
2. Какое число называется отрицательным?
3. Какие числа называются противоположными?
4. Какое число противоположно нулю?
5. Чему равна сумма противоположных чисел?
6. Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел?
7. Что такое модуль числа?
8. Чему равен модуль положительного числа?
9. Чему равен модуль отрицательного числа?
10.
Сформулируйте
правило сложения чисел с разными знаками?
Вывод: Итак, действительно, ребята, мы с вами знаем
немало важных правил, которые нам пригодятся сегодня на уроке. Появляется буква
О.
2 тропинка. «Помоги Дональду Даку».
Еще в древности говорили:
«Разум человека проявляется в ясности его мысли». Давайте подтвердим эти слова
на практике «Устный счет».
1. І-7І + І-3І = 7 + 3 =10 . 2. · = · = .
3. (-3,5) + (-9) = - 12,5. 4. – 7,5 + 7,5 = 0.
5. 6, 3 + (-8,5) = - 2, 2. 6. -0,5 + 6 = 5,5.
7. 0 + (4,8 + (-4,8)) =0. 8. (4,8 + (-15)) + (-4,8)=
-15.
Молодцы! Для вас эта
тропинка пройдена. Появляется буква К.
3 тропинка. «Собери урожай».
Задание: Какие целые числа
заключены между числами -2,8 и 1, 74.
Ответ: -2; -1; 0; 1.
Появляется буква Д.
4. Закрепление материала (начало):
«Помоги Царевне лягушке « 4 тропинка».
Задание: Помоги Царевне-
лягушке превратиться в прекрасную
принцессу. Для этого нужно найти значение выражения. Выполним номера из учебника
№ 475(3)
- 1 группа, №
475 (5) - 2 группа.
=
=
4х = 5 · 3,6 3х =
1,5 ·8
4,5
2
4х = 5· 36 3х
= 6
45
4х = 4
х = 6÷3
Х = 4÷ 4
Х =1 Ответ: 1
х = 2 Ответ: 2
Итак, Царевна – лягушка
превращается в принцессу. Появляется буква У.
5. Физминутка – 5 тропинка.
Переутомился наш ребята одноклассник Вовка. Ему отдохнуть
бы надо.
Вовка, Вовка потянулся,
Раз – нагнулся, два –
нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключ пока он не нашел.
Чтобы ключик отыскать,
Нужно на носочки встать.
Сделаем вдох и выдох и
продолжаем работать.
Появляется буква Ч.
6. Закрепление материала (продолжение) – 6 тропинка.
|
|
|
|
|
|
||
|
|
| |
|
А
|
|
|
|
|
|
||
|
|
| |
|
Б Т
|
|
|
|
Р П
А
У
Х Г
М а
«Помоги Незнайке» (на доске)
Первой группе спуститься
вниз по лестнице.
Второй группе
подняться вверх. С обратной стороны даны ответы с буквами. Здесь зашифровано имя индийского математика ,
который один из первых начал использовать положительные и отрицательные числа.
Индийский математик Брахмагупта живший в 7 веке. Один из первых начал
использовать положительные и отрицательные числа. Положительные числа
представлял как «имущества», отрицательные числа как «долги».
Правила сложения
положительных и отрицательных чисел он
выражал так:
(+х)
+ (+х ) = ( +х) «Сумма двух
имуществ – имущество»
(-х)
+ ( -х) = ( - х) «Сумма двух
долгов – долг».
«Сумма имущества и долга равна их
разности».
Появляется
буква С.
7 тропинка.
«Помоги Белоснежке».
Задание:
Помоги Белоснежке собрать букет волшебных цветов…
Необходимо
решить каждой группе уравнения и назвать правильный ответ.
1.
–х = -7,2 + 9 Ответ: -1,8 (саранка)
2.
х -3,9 = -2,7 Ответ: 1,2
(лилия, растет на болотах)
3.
–у= -6 + 5 Ответ: - 1=
- 1 у = 1 (ноготки)
Появляется
буква У.
8 тропинка. «Помоги Вовке решить
задачку».
Задача:
В первую половину дня температура изменилась на -4°С, а во вторую – на +12°С. На сколько градусов изменилась температура в течении дня?
(
-4 + 12= 8).
Появляется
буква Н.
9 тропинка. Вот уж, здорово. И
тропинки прошел и буквы отыскал, думает Вовка. А что же за слово такое. Где же
ключ искать? Что же там за ключ такой? Вам необходимо из букв составить слово: Сундучок, в сундучке ключ! Ура! Теперь
я уж точно буду свободен! Что же там за ключик такой? И понял наш Вовка, что
самым главным ключиком была Математика!
« Все, - сказал он, - обещаю теперь все, все задачки перерешать и учиться
только на 5.
7. Постановка домашнего задания ( на
выбор)
5 -
№ 513(1,2), № 515(1,3), № 516(1)
4 –№507, №511(1,2)
3- № 505
8. Рефлексия. Подведем итоги нашей работы.
Над
какой темой работали?
Что
мы закрепили на уроке? Какие действия выполняли?
Что
нового вы сегодня узнали на уроке?
С
какими номерами примеров ил заданиями вам было тяжело справиться? А с какими
легко?
Ответить на вопросы , заполнив таблицу.
В левой колонке начало предложения, в
правой предложен рекомендуемый ответ. Можете дать свой ответ.
1.
На уроке я работал активно\
пассивно
На 5, на4,
удовлетворительно
2.
Работа группы
3.
Своей работой на уроке я
доволен \ не доволен
4.
Урок для меня показался
коротким \ длинным
5.
За урок я не устал \ устал
6.
Мое настроение стало
лучше \стало хуже
7.
Материал урока мне был
понятен \не понятен
полезен
\ бесполезен
интересен \скучен
легким \трудным
8.
Домашнее задание мне кажется
интересным, увлекательным \
Не интересным
Я
хочу проанализировать вашу работу в группе
(процесс работы, уровень общения).
Работу
каждого из группы.
А
награда за сегодняшний уроа – это ваши знания. Пусть надолго они останутся у
вас в памяти. Будут прочными и помогут вам в жизни. На этом урок закончен . До свидания.