Сценарий внеклассного мероприятия
по литературе и русскому языку
«Один день в сказочной школе».
Цель: Систематизировать и расширить знания учащихся по
сказкам через игровую и творческую деятельности.
Задачи: 1.
Обобщить и расширить знания учащихся по сказкам, продолжить работу над
совершенствованием орфографических навыков.
2. Продолжить работу над развитием творческих
способностей учащихся, умений работать в команде.
3. Воспитывать любовь к чтению, к русскому
языку.
Класс: 5
Оборудование: ПК, экран, проектор, звонок, диск с музыкой, жетоны для
жеребьёвки.
Предварительная
подготовка: 1) учитель выбирает
ведущего, отрабатывает с ним ход занятия; 2) создание презентации «Наш класс на
перемене»; 3) отработка выразительного чтения стихотворений с отдельными
учениками.
Ход занятия
Звучит мелодия песни «Учиться надо весело» из
кинофильма «Первоклассница».
Входят двое ведущих и напевают:
- В дорогу, девчонки! В дорогу, мальчишки!
По лесенке знаний шагайте смелей!
Чудесные встречи и добрые книжки
Ступеньками будут на ней.
И песенка, и песенка
В пути нам пригодится.
Учиться надо весело,
Учиться надо весело!
Учиться будем весело,
Чтоб хорошо учиться!
(Музыка затихает.)
1-й ведущий. Здравствуйте, друзья! Сегодня мы с
вами проведём занятия не в обычной школе, а сказочной.
2-й ведущий. В этой школе уроки длятся не 40
минут, а меньше.
1-й ведущий. Но и перемены здесь короткие, но вы
всё равно успеете отдохнуть и набраться сил перед новым уроком.
(На экране появляется расписание.)
2-й ведущий. В нашей школе будут изучаться такие
важнейшие предметы как Грамматика и Викторинология, где мы будем заниматься
правописанием и проверим ваши знания сказок, ведь в сказочной школе главное –
это сказки.
1-й ведущий. А мне больше по душе Зверология или
зверский язык, где вы научитесь мяукать и гавкать, хрюкать и крякать, а также
красиво рычать.
2-й ведущий. На Орехметике вы будете владеть
цифрами так, как Щелкунчик щелкает орехи.
1-й ведущий. На Икстории мы с вами узнаем о
многих сказочно-исторических личностях и постараемся разоблачить их злые
умыслы. А чтобы интересней и веселее было учиться в нашей школе, мы предлагаем
вам соревнования в знаниях.
2-й ведущий. Для этого по жеребьёвке мы
разобьёмся на две команды: кто вытягивает красный жетон – команда А, оранжевый
– команда Б.
(Проводится жеребьёвка)
1-й ведущий. Занимайте свои места, придумайте
сказочное название своему классу и постарайтесь творчески его представить.
(Учащиеся совещаются и представляют название класса)
2-й ведущий. А следить за нашими
достижениями будут Мудрецы, лучшие знатоки сказок - учителя нашей школы.
Ведущие (вместе). Добро пожаловать в
сказочную школу!
(Звенит звонок на урок)
Урок Грамматики
1-й ведущий. Итак, первый урок – Грамматика.
Грамматика,
грамматика,
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без неё
Плохо было бы житьё!
Не составить телеграмму
И открытку не отправить,
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравить!
1-й ведущий. Это очень важный сказочный
предмет! Особенно её раздел – правописание!
Команды, получите первое задание!
1. Задание: написать любому сказочному персонажу
небольшое письмо. Главное – без орфографических ошибок!
(Учащиеся в течение 5 минут пишут письмо, затем
его читают. Работы отдают жюри на проверку)
2. Весёлая анаграмма.
На
полосках бумаги пишутся имена героев сказок, но буквы переставляются.
Необходимо угадать героев сказок.
Урок Викторинологии
(Звенит
звонок на урок)
2-й ведущий. Викторинология – мой любимый предмет! И
сейчас я проверю ваши знания самых известных и очень интересных сказок! Я буду
по очереди задавать вопросы командам. Если вы не знаете ответ, то пропускаете
вопрос, на него может ответить другая команда. За каждый правильный ответ – 1
балл. Будьте внимательны!
1. Кто
автор сказки «Белоснежка и Краснозорька»? (Братья Гримм)
2. Что охраняли в саду царевичи в сказке «Иван
царевич и серый волк»? (яблоню с золотыми яблоками)
3. С каким чудищем сражался Никита Кожемяка? (со
змеем)
4. Кто автор сказки «Царевна-лягушка»? (русский
народ)
5. Нечто сказочное, вызывающее удивление. (диво)
6. Время разгула нечистой силы. (ночь)
7. Кто в русской сказке приговаривал: «По
щучьему велению, по моему хотению»? (Емеля)
8. Кто в сказке А. С. Пушкина приговаривал:
«Чего тебе надобно, старче?»? (золотая рыбка)
9. Кто в русской сказке «…шёл, шёл, дошёл до
болота, видит – сидит лягушка, подхватила его стрелу»? (Иван-царевич)
10. Герой какой сказки вырос в волчьей стае?
(«Маугли»)
Молодцы! Справились! Каков же итог
соревнования к концу второго урока?
(Жюри подводит итоги двух соревнований)
(Звенит звонок на перемену)
Ученик читает стихотворение Б. Заходера
«Перемена».
(Звенит звонок на урок)
Урок Зверологии
1-й ведущий. Звери – братья наши меньшие. Очень важно
понимать их и даже говорить на их языке. Я буду называть вам имя сказочного
героя и сказку, а вы должны отвечать на его «языке», т.е. при помощи
звукоподражательных слов. Тогда я сразу пойму, что вы знаете, кем этот персонаж
является. Команды отвечают поочередно.
1. Артемон
из сказки А. Толстого «Золотой ключик». (Гав-гав)
2. Базилио из сказки А. Толстого «Золотой
ключик». (мяу-мяу)
3. Ряба из русской народной сказки. (ко-ко)
4. Пятачок из сказки А. Милна «Вини-Пух и все,
все, все». (хрю-хрю)
5. Матроскин из сказки Э.Успенского «Дядя Федор,
кот и пёс». (мяу-мяу)
6. Держи-Хватай из сказки Д. Родари «Приключения
Чиполлино» (гав – гав)
Молодцы! Послушаем, что скажет жюри.
(Звенит звонок на перемену)
Ученик читает стихотворение К.
Леонидова «Перед контрольной».
(Звенит звонок на урок)
Урок Орехметики
2-й ведущий. Ребята, вспомните, из какой сказки эти
строки:
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые. ( «Сказка о царе
Салтане…»)
А кто автор этой сказки? (А. С. Пушкин)
1. Сегодня на Орехметике мы с вами выполним сказочную
контрольную работу от А. С. Пушкина. Вам нужно будет быстро и правильно
выполнить предложенные задания, ответы записать на том же листочке, где и
вопросы.
1.
Назовите пять сказок А. С. Пушкина. («Сказка о золотом петушке», «Сказка о
рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его
Балде», «Сказка о мёртвой царевне»)
2. В каких сказках А. С. Пушкина присутствует
число 33? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане»)
3. Почему «Ткачиха с поварихой
С сватьей бабой Бабарихой
Около царя сидят –
Четырьмя все три глядят»? (Бабариха смотрит
двумя глазами,повариха – левым,а ткачиха – правым.)
4. Сколько богатырей в «Сказке о мёртвой
царевне»? (7)
5. Вставьте пропущенные слова:
Спит себе на соломе.
Ест за …, (четверых)
Работает за …, (семерых)
До света всё у него пляшет,
Лошадь запряжёт, полосу вспашет.
(Контрольные работы учащиеся сдают на
проверку жюри)
2. Конкурс «Числа в
названиях сказок».
Команды записывают сказки, в названии которых
встречаются числа. («Три медведя», «3 мушкетера», «Али-Баба и 40 разбойников»,
«1000 и одна ночь», «Три орешка», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка» и
др.)
Выигрывает команда,
назвавшая больше сказок.
(Звенит звонок на перемену)
Учащийся читает стихотворение В. Суслова «Весёлый звонок».
(Звенит звонок
на урок)
Урок Икстории
1-й ведущий. Трудно быть учёным – иксториком! Иногда
не поймешь, что за сказочно – иксторический персонаж перед тобой, даже если под
рукой иксторический источник. Попробуйте сами побывать в роли иксториков и
убедитесь, как непросто распутывать иксы. Я буду задавать вопросы по очереди
обеим командам. Если вы отвечаете сразу – получаете 3 очка, если с одним
иксточником – подсказкой – 2 очка, если со второй подсказкой – 1 очко. Если
совсем не ответите – ноль!
1. Хорошей
девочке Маше пришлось ему соврать, чтобы вырваться на свободу.
А) Тот, кто её не пускал, сам же и доставил её
домой, ничего не подозревая.
Б) Если бы он знал, что он несёт совсем не
пирожки – не потрепали бы его в деревне собаки! ( Медведь из сказки «Маша и
медведь»)
2. Этот хитрый обманщик смог изменить свой
голос.
А) Дети не сразу поверили, что пришла мама.
Б) Из семи ребятишек остался только один,
который и рассказал козе о том, что случилось. (Волк из сказки «Волк и семеро
козлят»)
3. Эти коварные женщины обманули царя, наговорив
ему такого, что и представить страшно.
А) Вот поэтому только через много лет он впервые
увидел сына.
Б) Их самих следовало бы засадить в бочку и
пустить плавать по морю – океану. (Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой
Бабарихой из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»)
4. Две девушки желали третьей добра и потому
перевели часы на час назад.
А) Они не знали, что сестра совсем не боится
чудовища.
Б) А вот если бы она попросила у отца новые
наряды, то не нашла бы своего принца. (Старшие сёстры из сказки С. Аксакова
«Аленький цветочек»)
5. Чтобы хорошо пообедать, этот подлый обманщик
прикинулся доброй старушкой.
А) в чепчике, в очках и под одеялом узнать его
было трудно.
Б) И всё-таки девочка удивилась, почему у
бабушки такие большие зубы. (Волк из сказки Ш. Перро «Красная шапочка»)
6. Чтобы превратить свою жизнь в сказку, эта
лгунишка заявила, что необычное изделие из хрусталя принадлежит именно ей.
А) Оно никак не могло ей принадлежать, потому
что совсем не подходило ей по размеру.
Б) Эту хрустальную вещь обронила девушка, когда
убегала домой. (Дочка мачехи из сказки Ш. Перро «Золушка»)
Молодцы! Прекрасно справились с заданиями!
(Звенит звонок с урока)
2-й ведущий. Вот и закончились уроки в
нашей сказочной школе. Надеемся, что вам понравилось. Осталось только узнать
ваши достижения. Слово жюри.
Ученик читает стихотворение В. Берестова
«Сказка».
(Жюри
подводит итоги соревнования, вручает грамоты командам.)