Урок №
________ Дата
проведения:___________________
Тақырып/Тема урока: Композиция.
Сабақ мақсат/ Цель урока:
- дать понятие термина «композиция»; познакомить учащихся с
правилами компоновки рисунка на листе;
- учить
размещать рисунок на листе так, чтобы он выглядел выразительно, правильно
выбирать формат листа; развивать пространственные представления;
-
воспитывать интерес к предмету.
Обучающая ознакомить с новыми возможностями художественных
техник, рисование по представлению.
Развивающая развивать у учеников художественную речь,
способствовать развитию самостоятельности, развитие фантастических способностей
и умение работать в проблемной ситуации, развитие зрительной памяти,.
Воспитательная, воспитывать интерес к изобразительному
искусству, дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду.
Сабақ
түрі / Тип
урока: традиционный.
Құрал-жабдықтар,
көрнекті құралдар/ Оборудование,
наглядное пособие: подборки теоретического материала
по теме урока, альбом, учебник.
План урока:
·
Организационный момент
·
Изучение нового материала
·
Практическая работа
·
Домашнее задание
Сабақ
барысы:/Ход
урока:
1. Организационный момент.
Добрый день. Я рад всех вас приветствовать на этом уроке. Сегодня урок
немного необычный, у нас присутствуют гости, поэтому, чтобы потом не возникло
недоразумений, проверьте в начале урока, всё ли у вас есть на парте.
2. Сообщение темы урока
Учитель. На каждом уроке изобразительного искусства мы с вами
знакомимся с каким-либо правилом рисования.
Одни из них мы используем при работе карандашом, другие – с акварельными
красками. Но сегодня мы познакомимся с некоторыми правилами, которые
применяются при выполнении работ почти всех видов, знание которых абсолютно
необходимо для выполнения грамотного рисунка.
3.Постановка проблемы.
Посмотрите на таблицу «Компоновка на листе».
Ученик. Рисунок очень маленький, а нарисован на большом листе. В
результате большая часть листа пустая. А рисунок б), наоборот, очень
большой для листа такого размера. Наиболее правильно расположен рисунок в).
4.Сообщение теоретических сведений.
1. Определение термина «к о м п о з и ц и я».
«Композиция»
Художники, создавая произведения графики,
живописи, скульптуры, находят конкретные
отношения предметов и пространства, размещают
фигуры, определяют их место, чередуют линии и пятна, устанавливают их пропорции и размеры. Весь этот
процесс называется композицией.
Основными выразительными средствами
композиции являются ритм,
симметрия, асимметрия, равновесие, контраст и нюанс.
Художники в процессе работы с помощью
композиции высказывают
свои мысли и чувства, передают волнующие их образы из реальной жизни, показывают
предмет в движении или покое.
Посмотрите на рисунок на стр. 54. Симметрична
или асимметрична композиция произведения? Где находится композиционный центр? Как художник передал
пространство?
Любой рисунок начинается с
композиции. Одним из композиционных приемов является неопределенность границ картины.
Композиция
в соответствии с замыслом художника позволяет показать объект, предмет в движении
или в покое, помогает более глубоко и убедительно раскрыть замысел авторы.
Из
каких же отдельных элементов состоит композиция?
Всякое изображение ограничено краями плоскости
или объема и
имеет свой размер и формат. Их выбор не случаен в творчестве художника и должен помогать
раскрытию идеи и общего замысла произведения. Значит, определение формата и размера является одним из первых элементов композиции.
Следующий этап - это распределение на
плоскости или в объемной
форме основных масс, групп, предметов, вообще всех основных элементов изображения.
Компонуя группы, предметы и отдельные части
изображения, авторы произведений
исходят из художественной идеи и общего замысла
картины, рисунка или скульптуры. Так, например, чтобы передать глубокие движения души, сложные
переживания людей, художники чаще
всего стремятся выдвинуть фигуры на первый план, ограничить пространство, отказаться от изображения многих деталей и окружения, чтобы ничто не отвлекало
зрителя от восприятия облика
персонажей.
В композиции всегда образуются более четкие
линии и формы, а также
формы более раздробленные и мелкие. Эта возникающая в каждом произведении система
линии, цвета и объема порождает определенный ритм и движение, являющиеся
важным элементом композиции.
Работу над композицией следует начинать с
эскиза. Выберите формат
бумаги, определите размер и место рисунка на листе.
Подумайте, что в вашей работе главное, на чем
следует сосредоточить
внимание, и что второстепенное.
Следите, чтобы второстепенные детали не
выглядели оторванными, обособленными, а
наоборот, дополняли и подчеркивали выразительность
главного. Намечайте рисунок легкими линиями, чтобы нетрудно было поправить. Только после того как вы
нашли удачное сочетание всех
элементов, переходите к разработке деталей.
Не всегда удается достичь хороших результатов с
первого наброска, порой их надо сделать
много и только потом выбрать лучший.
При
решении композиционной задачи вначале надо много работать с
тем предметом, который вы собираетесь изображать. Учиться видеть в окружающей
действительности впечатляющие, яркие моменты,
развивать зрительные способности восприятия, фантазию и наблюдательность. Надо иметь всегда при себе
маленький альбом для рисования.
Закрепление нового материала:
- работа в альбомах – изобразить внутренний вид юрты
Итог
урока:
-
записывание домашнего задания.
Д/з
с. 54-56 читать, пересказывать, работа в альбоме.